Ночные страхи очень распространены и могут включать опасения перед злоумышленниками, монстрами, необъяснимыми звуками и тьмой. В этой статье я рассматриваю следующее:

  • эволюционная основа детских боязней;
  • почему дети могут быть биологически не готовы самостоятельно справляться со страхами;
  • как поддержать им преодолеть боязни и тревоги.

Если ваш малыш страдает от страшных снов или криков, ознакомьтесь с этой статьей, она вам пригодиться.

Ночные страхи в эволюционной и кросс-культурной перспективе

Если читаете это, потому что ваш ребенок страдает от ночных страхов, ему повезло, по крайней мере, в одном отношении: вы знаете об этом. В исследовании голландских детей более 73% в возрасте от 4 до 12 лет говорили, что испытывали страх ночью (Muris et al 2001). В другом исследовании австралийских малышей сообщалось, что более 64% в возрасте от 8 до 16 лет переживали ночные тревоги или страхи (Gordon et al., 2007).

дети больше боятся, когда спят одниВ обоих случаях многие родители не знали о проблемах своих детей. Почему они сообщают о ночных страхах? И почему некоторые родители теряют контроль? Возможно, ответ связан с практикой сна в одиночку. В большинстве мест по всему миру маленькие дети спят с другими людьми. Но в некоторых западных странах они должны ночевать сами по себе.

Уединенный сон делает детей более пугливыми? Было бы удивительно, если бы сон совместно с родителями не уменьшил беспокойство связанное с разлукой — паническую реакцию, возникающую из примитивной части мозга, которая также обрабатывает информацию о физической боли (Panskepp 2000).

Есть смысл в том, что дети считают, что разделение ночью особенно тревожно. Для более чем 99% человеческой истории наши отцы жили как охотники-собиратели. Среди этих предков дети, оставшиеся одни ночью, были бы чрезвычайно уязвимы для хищников. Покидать малышей вечером означало отказ и (возможно,) смерть. Страх эволюционировал, чтобы держать малышей в тесной близости к взрослым.

Немногим современным детям приходится беспокоиться о нападении хищников. Но тенденция страха остается, и некоторые маленькие не могут отличить фантазию от реальности. В результате у них больше ночных страхов (Zisenwine 2012), и сон в одиночестве ухудшает ситуацию. В исследовании, в котором участвовали более 900 детей из Квебека в возрасте от двух лет, Валери Симард и ее коллеги обнаружили, что малыши, которые спали на кроватях своих матерей, страдали от кошмаров в более поздние годы (Simard et al 2008).

Корреляция наводит на размышления, но не является окончательной. Нужно серьезно относиться к ночным страхам и тревогам. Хотя дети в австралийском исследовании были отобраны из общего населения (в отличие от психиатрической практики или клиники сна), исследователи обнаружили, что около 10% детей, жалующихся на ночные страхи, соответствуют критериям тревожного расстройства.

тревожные дети хуже спят по ночам

Изучение Симара и его коллег сообщает о сильных связях между беспокойством и плохими снами. Семнадцатимесячные дети, которые были оценены их матерями как тревожные, трудные или эмоционально возбудимые, имели больше вероятность, чем другие дети, видеть плохие сны в течение 29 месяцев (Simard et al 2008).

Исследователи предполагают, что подавленные или обеспокоенные дети — представляют больший риск для хронических кошмаров и других психологических проблем. Если родители серьёзно относятся к страхам своих детей в раннем возрасте, то помогут им избежать эмоциональных вопросов в дальнейшей жизни.

Малыши, страдающие от ночных кошмаров, обладают проблемами со сном.

Наконец, мы должны иметь в виду, что все склонны чрезмерно реагировать на эмоциональные раздражители в конце дня. Наблюдения показывают, что амигдала — область мозга, которая реагирует на эмоциональные события — становится активней, когда вы устали (Yoo et al., 2007; Maski and Kothar 2013). Для нас ночью негативные эмоции могут наступить естественным образом.

Почему дети нуждаются в помощи, для преодоления ночных страхов

Взрослым трудно справляться со опасением и беспокойством. Когда родители идут спать, чувствуя себя одиноким, напуганными, грустными или неконтролируемыми, на следующий день они имеют повышенный уровень кортизола (гормона стресса) (Adam et al 2006).

Это же происходит, должно быть, у ребенка.

Чтобы успешно справляться с ночными страхами и беспокойством о раздельном сне, малышу необходимо

  • хорошо развитое чувство времени («когда я снова увижу маму?»);
  • способность контролировать эмоциональные импульсы;
  • возможность отличать фикцию от реальности;
  • умение сознательно рассуждать и доверять рациональным исключениям, а не вводящей в заблуждение сенсорной информации («этот тень на полу может выглядеть как монстр, но я знаю, что в действительности — это куча одежды»).

испуганный ребенок не может успокоиться в одиночкуБольшинство детей не развивают эти способности до 5–6 лет. Лобные дольки начинают созревать именно тогда (Eliot 2000). Они позволяют нам рассуждать, решать проблемы и планировать на будущее. А также помогают постановить, что делать со странными эмоциями, которые мы чувствуем. Последствия кажутся ясными. Когда испуганные малыши и дошкольники остаются одни, они не знают, как успокоиться. И даже после того, как у детей развиваются способности рассуждать о своих эмоциях, нельзя ожидать, что они изобретут личные эффективные методы борьбы со страхом.

Более того, некоторые дети по своей природе очень робкие, чем другие. Эти малыши могут быть физиологически не готовы, когда приходится сталкиваться с собственными страхами. У ребенка с высокой температурой, как правило, больше частота сердечных сокращений и более возвышенные уровни гормонов стресса. Они показывают значительную активность мозга в правой лобной доле, где обрабатываются страхи и тревоги (Eliot 2000). Исследования на животных предполагают, что амигдала — структура мозга, которая отвечает за страх, — более чувствительна у робких детей (Fox et al 2005, Eliot 2000). Эти малыши могут научиться быть менее боязливыми, но для этого им нужно чуткое, мягкое поощрение родителей.

В чем суть?

Дети нуждаются в помощи, чтобы справиться с ночными страхами, и им необходим помощник, который учтёт стадию развития и индивидуальный характер. Им нужен кто-то, чтобы убедить их, обеспечить чувство безопасности и научить, как преодолеть свои боязни. Короче говоря, малышам необходимо гибкое, рациональное развитие.

Помощь детям справляться с ночными страхами: контрольный список

  • Всегда спрашивайте совет по воспитанию малышей, которые беспокойны, оставаясь одни по ночам. Как отмечалось выше, у них нет возможности самостоятельно разобраться. (Франция и Блэмпид, 1999; Owens et al 1999).
  • Поговорите с детьми о различии между фантазией и реальностью, докажите им, что в шкафу нет монстра. Как отмечалось выше, некоторые испытывают трудности с различием фантазии и реальности, могут подвергаться более высокому риску для ночных страхов (Zisenwine et al 2012).
  • Рассматривайте источники ежедневного стресса. Дети, которые страдают от переживаний — в школе, из-за разлуки с родителями или другие проблемы, скорее всего, будут бояться темноты и спать в одиночку (Gregory and Eley 2005). Вы можете уменьшить ночные страхи своего ребенка, помогая ему справиться с дневным стрессом.
  • Проверьте условия и расписание сна. Иногда родители неверно определяют сколько нужно спать детям. В результате отправляют их в постель задолго до того, как они могут заснуть. Оставшиеся в темноте, имеют больше времени, чтобы попасть во власть ночных страхов (Ferber 1995).
  • Избегайте пугающих телепередач, историй и изображений — особенно перед сном. Это включает в себя пассивное воздействие, которое возникает, когда ваш ребенок присутствует во время просмотра потенциально тревожного материала по телевизору. Недавнее исследование показало, что 5–6-летние подростки, подвергшиеся воздействию TV программ для взрослых, в том числе вечерние новости, спали меньше и испытывали больше нарушений сна (Paavonen et al 2006).
  • Бороться силой прикосновения. Физические контакты (поглаживание, объятия) отключают тревогу от раздельного сна (Panskepp 2006).
  • Предложите ребенку для комфорта мягкую игрушку животного или куклу. Существует экспериментальное доказательство того, что этот старый способ действительно помогает. Эффект наблюдался, когда игрушка была представлена в качестве заступника или как существо, нуждающееся в защите (Кушнир и Саде 2012).
  • Старайтесь быть терпеливыми. Если ночные страхи вашего ребенка лишают вас сна, естественно чувствовать негодование. Но важно не направлять гнев или раздражение на вашего ребенка. Если малыш почувствует себя отвергнутым, это только усилит его беспокойство о разлуке и ухудшит положение.
  • Быстро реагируйте на кошмары. Убедите своего мелкого, что страх не был настоящим, и объясните, что у всех иногда бывают ужасы. Чем скорее вы снимите воздействие страшного сна, тем быстрее он сможет снова заснуть.
  • Предоставьте вашему ребенку ночной свет. Найдите торшер, который дает мягкий, теплый, а не свет с синим оттенком. Последний ингибирует образование мелатонина в головном мозге и, таким образом, может помешать вашему ребенку почувствовать сонливость.(Glaze 2004).
  • Будьте образцом спокойного, уверенного поведения. Когда малыш является к вам в испуганном состоянии, находитесь теплыми, чувствительными и отзывчивыми. Скажите, что понимаете его, и что иногда все пугаются. Но не позволяйте сочувствию превращаться в чрезмерную защиту. Многие животные — от птиц до обезьян — чувствительны к социальным подсказкам о страхе (Zentall and Galef 1988). Если ваш малыш заметит, что вы беспокоитесь, он может стать более пугливым.
  • Покажите ребенку, как расслабиться. Например, когда успокаиваете плачущего детья, покажите свои дыхательные упражнения (Jay et al 1987). Это по-видимому, уменьшит тревогу у 40% малышей.
  • Противодействуйте пугающим мыслям образами счастья, безопасности и храбрости. Когда он боится, помогите ребенку подумать о ситуациях, которые заставляют его чувствовать себя счастливым и уверенным. Например, вы можете побудить его представить, что он играет со своим любимым домашним животным. Возможно, у вас также будет предлог, убедить ребёнка, что он храбр. Этот метод использован в упомянутом выше исследовании (Jay et al., 1987).
  • Научите навыкам преодоления трудностей посредством ролевых исполнений. Многие дети побеждают страх перед медицинскими осмотрами, играя во врача. Вы можете применить этот подход и к ночным страхам. В дневное время поговорите о боязнях вашего ребенка и обсудите, как он может противостоять им. Поддержите практиковать тактику, упомянутую выше, думая о счастливых моментах, рассказывая себе, что человек смел; репетировать расслабляющие методы и превращать пугающих воображаемых существ во что-то глупое и не угрожающее. Затем попробуйте сыграть небольшую роль (Jay et al 1987). Если у вас есть другой взрослый или старший ребенок, чтобы подсобить, оба можете разыграть роль испуганного малыша и смелого родителя. Отец или мать показывает, как противостоять его ночным страхам, и дитя пробует эти способы. После демонстрации попросите ему сыграть роль утешающего взрослого.
  • В дневное время создавайте с вашим ребенком рассказы, в которых главный герой (любимый вымышленный персонаж) учится преодолевать свои ночные страхи. Этот метод, называемый десенсибилизацией истории, предназначен для того, чтобы сделать малышей менее пугливыми. (King et al 2001). Начните с рассказывания истории, в которой нет пугающих элементов. Затем введите что-то, что немного страшно. Например, если ваш ребенок боится пауков, вы можете добавить в историю очень маленького, не угрожающего насекомого (который держит дистанцию от героя). Смельчак отвечает, успешно практикуя методы управления страхом, упомянутые выше. Если эта история не огорчит вашего ребенка, вы можете усилить пугающий элемент в следующем рассказе — возможно, сделав паука ближе. Таким образом, вы можете постепенно избавить от страха малыша.
  • Если ваш ребенок страдает от серьезных ночных боязней, проконсультируйтесь с врачом или лицензированным терапевтом. Недавние исследования показывают, что дети с проблемами в ночное время, часто страдают от множества вопросов в течение дня, включая тревогу, импульсивность и ненормальное внимание (Kushnir et al., 2014). Специалист может рекомендовать программу помощи, адаптированную к индивидуальным потребностям вашего ребенка.

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.