Все младенцы разные и опыт каждого родителя различен, но эксперты имеют четкое представление о диапазоне нормального развития от рождения до 5 лет и признают, что у них может быть задержка. Ниже вы найдете перечисление значимых фактов в формировании ребёнка, организованное по периоду развития, и советы: когда обратится к специалисту по вопросам здравоохранения с вашими проблемами. Помните — нет ничего предосудительного в том, что вы осторожны в отношении растущего ребенка, и если есть проблема, раннее вмешательство может иметь решающее значение.
Содержание
Нормы в 1 месяц
Основные этапы развития
- Делает отрывистые, дрожащие движения.
- Руками достаёт глаза и рот.
- Поворачивает голову, с одной стороны в другую, лежа на животе.
- Головка откидывается назад, если не помогать.
- Держит руки зажатыми в кулак.
- Производит сильные рефлекторные движения.
Визуальные и слуховые нормы
- Фокусирует предметы на расстоянии от 8 до 12 дюймов (от 20,3 до 30,4 см).
- Взгляд блуждает и иногда останавливается.
- Выбирает черно-белые или высококонтрастные шаблоны.
- Предпочитает человеческое лицо всем другим картинкам.
- Слух полностью сформирован.
- Узнает некоторые звуки.
- Может повернуться в сторону знакомых голосов.
Нормы обоняния и осязания
- Предпочитает сладкие вкусы.
- Избегает горьких или кислых ароматов.
- Признает запах грудного молока своей матери.
- Предпочитает мягкие ощущения.
- Проявляет реакцию на грубое или резкое обращение.
Здоровье
Если во время второй, третьей или четвертой недели жизни вашего ребенка возникает любой из следующих признаков задержки развития, сообщите об этом педиатру.
- Плохо ест и мало шевелиться.
- Не мигает, когда отображается яркий свет.
- Не фокусирует и не следит за движущимся рядом объектом.
- Редко шевелит руками и ногами: кажется «жестким».
- Чрезмерно рыхлый в конечностях или позвоночнике.
- Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбуждается.
- Не реагирует на громкие звуки.
Нормы в 3 месяца
Основные этапы развития
- Поднимает голову и тело.
- В горизонтальном состоянии вытягивает ноги и пинает.
- Разводит руки в стороны и наоборот.
- Поддерживает верхнюю часть тела.
- Переставляет ноги, когда опирается на твердую поверхность.
- Кладет ручки в рот.
- Хватает пальцы, машет, дергает игрушки.
Визуальные и слуховые
- Следит за движущимися объектами.
- Признает знакомые предметы и людей на расстоянии.
- Пытается координировано использовать руки и глаза.
- Улыбается на ваш голос.
- Подражает некоторым звукам.
- Поворачивает голову в направлении шума.
Социальные и эмоциональные
- Начинает развивать общественную улыбку.
- Наслаждается игрой с другими людьми и может плакать, когда прекращает.
- Становится более коммуникативным и выразительным в движениях и мимике.
- Имитирует некоторые выражения лица.
Здоровье
Хотя каждый ребенок развивается по-своему, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о медицинских вопросах или проблемах формирования, требующих особого внимания. Если вы заметили следующие признаки у ребенка в возрасте до 4 месяцев, обсудите их с педиатром.
- Не реагирует на громкие звуки.
- Не замечает собственных рук.
- Не улыбается вашему голосу.
- Не следит глазами за движущимися объектами.
- Не хватает предметы.
- Не показывает эмоции людям.
- Не может хорошо поддерживать свою голову.
- Не тянется и не хватает игрушки.
- Не плачет.
- Не берет предметы в рот.
- Начинает гулить, но не пытается подражать какому-либо из ваших звуков.
- Не напрягает ноги, когда его ставят на твердую поверхность.
- Не двигает один или оба глаза в разных направлениях.
- Не обращает внимания на новые лица или кажется очень напуган ими или окружением.
- Наблюдается кривошея.
Норма в 7 месяцев
Основные этапы развития
- Совершает наклоны вперед и назад.
- Садится с, а затем и без помощи.
- Поддерживает весь вес на ногах.
- Тянет и перекладывает предмет с одной руки в другую.
- Обнимает.
Визуальные
- Проявляется цветное зрение.
- Зрение полностью сформировано.
- Улучшается слежение за движущимися объектами.
Языковые этапы
- Реагирует на собственное имя.
- Начинает понимать слово «нет».
- Различает эмоции по тону.
- Использует голос, чтобы выразить радость и неудовольствие.
- Произносит шаблонные цепочки согласных.
Когнитивные
- Находит частично скрытый объект.
- Исследует руками и ртом.
- Борется за получение недоступных предметов.
Социальные и эмоциональные
- Наслаждается общественной игрой.
- Интересуется зеркальными отображениями.
- Отвечает чувствам других людей и часто проявляет радость.
Здоровье
Развитие вашего собственного ребенка может иметь несколько иной путь. Однако предупредите своего педиатра, если к семи месяцам малыш не сможет соответствовать следующим требованиям развития для этого возрастного диапазона.
- Уверенно сидеть, прямо держать спину, иногда опираясь на руки.
- Ползать.
- Есть пищу с ложки, пить из кружки с поддержкой.
- Самостоятельно вставать у опоры и пребывать в этом полжении некоторое время.
- «Ходить», когда мама поддерживает его.
- Совершенствовать хватательные движения, развивать мелкую моторику рук (ребенок бывает в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки»).
- С удовольствием изучать свойства окружающих предметов: стучать ими, трясти, бросать на пол, разбирать, ломать, тянуть в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими.
- Показывать, где его глаза, нос, губы, уши, изучает себя прощупывая.
- Копировать поведение взрослых.
- Активно лопотать, пропевать звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», «ав-ав», «ква-ква» и другие.
- С удовольствием разглядывать картинки в книжках, листать страницы.
- Определять по тону голоса, что значит «нет».
Нормы на 1 год
Основные этапы
- Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
- Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
- Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
- Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
- Ярко проявляются вкусовые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
- Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
Развитие движений рук и пальцев
- Собирает и разбрасывает игрушки; если нужно освободить пальчики, кладет предмет под мышку или в рот.
Языковые этапы
- Увеличивает внимание к речи.
- Отвечает простым устным вопросам.
- Откликается на «нет».
- Использует элементарные жесты, такие как встряхивание головы для выражения несогласия.
- Говорит «папа» и «мама».
- Использует восклицания, такие как «о-о!».
- Пытается подражать словам.
- Понимает все, о чем ему говорят.
- Заявляет о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10–15 слов.
Когнитивные
- Исследует объекты разными способами (трясет, стучит, бросает).
- Выбирает правильное изображение при названии его.
- Имитирует жесты.
- Начинает правильно использовать вещи (пить из чашки, расчесывать волосы, набирать телефон, слушать приемник).
- Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
Социальные и эмоциональные
- Стесняется или беспокоится в присутствии незнакомца.
- Плачет, когда мать или отец уходит.
- Показывает конкретное предпочтения определенных людей и игрушек.
- Испытывает родительские ответы на его действия во время кормления (что вы делаете, когда он отказывается от пищи?).
- Испытывает родительские ответы на его поведение (что вы делаете, если он плачет после того, как покидаете комнату?).
- Предпочитает мать и / или регулярного опекуна над всеми остальными.
- Повторяет звуки или жесты для внимания.
- Подает руку или ногу, чтобы помочь одеться.
Этапы развития в 2 года
Движение
- Любит прогулки.
- Тянет игрушки за собой во время ходьбы.
- Переносит большие предметы или несколько сразу.
- Становится на цыпочки.
- Бросает и пинает мяч.
- Без помощи взбирается на мебель.
- Ходит вверх и вниз по лестнице.
- Переворачивает контейнер с игрушками.
- Создает башню из четырех и более блоков.
- Может использовать одну руку чаще, чем другую.
Языковые
- Указывает на объект или изображение.
- Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела.
- Говорит несколько отдельных слов.
- Применяет простые фразы.
- Использует предложения состоящие из нескольких слов.
- Выполняет лёгкие инструкции.
- Повторяет слова, услышанные в разговоре.
Когнитивные
- Находит объекты, даже если они скрыты под двумя или тремя слоями.
- Начинает сортировать по фигурам и цветам.
- Играет с пластилином.
Социальные и эмоциональные
- Имитирует поведение других, особенно взрослых и детей старшего возраста.
- Все больше осознает себя как отдельное лицо.
- Часто восторгается компанией других детей.
- Демонстрирует растущую независимость.
- Начинает вызывающе вести себя.
- После 2 лет исчезает беспокойство от разлуки.
Этапы развития в 4 года
Движение
- Стоит на одной ноге до пяти секунд.
- Самостоятельно идет наверх и вниз.
- Ловит отскочивший мяч.
- Умело движется вперед и назад.
Развитие рук и пальцев
- Пробует рисовать квадратики, круги и разные фигуры.
- Изображает человека с двумя — четырьмя частями тела.
- Использует ножницы.
- Начинает копирование заглавных букв.
Языковые
- Понимает концепции «того же» и «другого».
- Воспринимает некоторые основные правила грамматики.
- Использует в предложениях от пяти до шести слов.
- Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые понимали его.
- Рассказывает истории.
Когнитивные
- Правильно называет некоторые цвета.
- Понимает концепцию подсчета и может знать несколько цифр.
- Подходит к проблемам с одной точки зрения.
- Начинает иметь более четкое ощущение времени.
- Выполняет команды из трех частей.
- Вспоминает отрывки истории.
- Понимает концепцию того же / другого.
- Фантазирует.
Социальные и эмоциональные
- Заинтересован в новых впечатлениях.
- Сотрудничает с остальными детьми.
- Играет в «Маму» и «Папу».
- Все более изобретателен.
- Идет на согласование решений конфликтов.
- Независим.
- Представляет, что многие незнакомые изображения могут быть «монстрами».
- Рассматривает себя как целого человека, включающего тело, ум и чувства.
- Часто не может различать фантазию и реальность.
Здоровье
Ребенок должен уметь в 4 года следующее:
- Бросить мяч вверх.
- Встать на место.
- Ездить на трехколесном велосипеде.
- Держать карандаш между пальцами.
- Пытаться писать.
- Собрать минимум четыре блока.
- Не цепляться или кричать, когда родители уходят.
- Интересоваться интерактивными играми.
- Не игнорировать других детей.
- Реагировать на людей вне семьи.
- Не сопротивляться одеванию и сну, ходить в туалет.
- Не капризничать, когда сердится или расстроен.
- Может показать круг.
- Употреблять предложения из более чем трех слов.
- Использует «Я» и «Ты» соответственно.
Этапы развития в 5 лет
Ребенок должен уметь:
Движение
- Стоять на одной ноге в течение десяти секунд или дольше.
- Кувыркаться, вращаться.
- Кататься на качелях.
Руки и пальцы
- Раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Уметь держать карандаш или кисть и изменять направление движения ладони в зависимости от формы изображенного предмета.
- Лепить из пластилина мелкие фигурки.
- Завязывать узелки на веревке.
Языковые
- Вспоминать часть истории.
- Говорить предложения, состоящие из пяти и более слов.
- Использовать будущее время.
- Рассказывать длинные истории.
- Говорить имя и адрес.
Когнитивные
- Может подсчитывать десять или более объектов.
- Правильно называть не менее четырех цветов.
- Лучше понимать смысл времени.
- Знать о вещах, используемых каждый день в доме (деньги, еда, приборы).
Социальные и эмоциональные
- Хочет угодить друзьям.
- Подражает товарищам.
- Скорее соглашается с правилами.
- Любит петь, танцевать и действовать.
- Показывает большую независимость и даже может посещать соседа.
- Осознает свой пол.
- Способен отличать фантазию от реальности.
- Временами требователен, иногда нетерпелив.
Здоровье
Обратите внимание на отклонения в развитии вашего ребёнка.
- Экспонирует чрезвычайно агрессивное поведение.
- Не может отлучиться от родителей без серьезного протеста.
- Легко отвлекается и не сосредотачивается на какой-либо отдельной деятельности более пяти минут.
- Показывает небольшой интерес к игре с другими детьми.
- Отказывается контактировать с людьми вообще или реагирует только поверхностно.
- Редко использует фантазию или подражание в игре.
- Кажется, несчастным или грустным.
- Не участвует в различных мероприятиях.
- Избегает или находится в стороне от других детей и взрослых.
- Не выражает широкий спектр эмоций.
- Имеет проблемы с едой, сном или с использованием туалета.
- Не различает фантазию и реальность.
- Кажется необычно пассивным.
- Не может понять команды из двух частей с использованием предлогов («Положи чашку на стол»; «Подними мяч на диван»).
- Не указывает правильно имя и фамилию.
- В речи должным образом не использует множественное число или прошедшее время.
- Не говорит о повседневной деятельности и опыте.
- Не может построить башню от шести до восьми блоков.
- Считает неудобным применение карандаша.
- Имеет проблемы с одеванием и раздеванием.
- Не умеет эффективно чистить зубы.
- Плохо моет и вытирает руки.
Не игнорируйте «мелочи». Специалисты помогут вашему ребёнку преодолеть проблемы.
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!