Все младенцы разные и опыт каждого родителя различен, но эксперты имеют четкое представление о диапазоне нормального развития от рождения до 5 лет и признают, что у них может быть задержка. Ниже вы найдете перечисление значимых фактов в формировании ребёнка, организованное по периоду развития, и советы: когда обратится к специалисту по вопросам здравоохранения с вашими проблемами. Помните — нет ничего предосудительного в том, что вы осторожны в отношении растущего ребенка, и если есть проблема, раннее вмешательство может иметь решающее значение.

Нормы в 1 месяц

Основные этапы развития

  • Делает отрывистые, дрожащие движения.
  • Руками достаёт глаза и рот.
  • Поворачивает голову, с одной стороны в другую, лежа на животе.
  • Головка откидывается назад, если не помогать.
  • Держит руки зажатыми в кулак.
  • Производит сильные рефлекторные движения.

Визуальные и слуховые нормы

  • Фокусирует предметы на расстоянии от 8 до 12 дюймов (от 20,3 до 30,4 см).
  • Взгляд блуждает и иногда останавливается.
  • Выбирает черно-белые или высококонтрастные шаблоны.
  • Предпочитает человеческое лицо всем другим картинкам.
  • Слух полностью сформирован.
  • Узнает некоторые звуки.
  • Может повернуться в сторону знакомых голосов.

Нормы обоняния и осязания

  • Предпочитает сладкие вкусы.
  • Избегает горьких или кислых ароматов.
  • Признает запах грудного молока своей матери.
  • Предпочитает мягкие ощущения.
  • Проявляет реакцию на грубое или резкое обращение.

Здоровье

Если во время второй, третьей или четвертой недели жизни вашего ребенка возникает любой из следующих признаков задержки развития, сообщите об этом педиатру.

  • Плохо ест и мало шевелиться.
  • Не мигает, когда отображается яркий свет.
  • Не фокусирует и не следит за движущимся рядом объектом.
  • Редко шевелит руками и ногами: кажется «жестким».
  • Чрезмерно рыхлый в конечностях или позвоночнике.
  • Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбуждается.
  • Не реагирует на громкие звуки.

Нормы в 3 месяца

Основные этапы развития

  • Поднимает голову и тело.
  • В горизонтальном состоянии вытягивает ноги и пинает.
  • Разводит руки в стороны и наоборот.
  • Поддерживает верхнюю часть тела.
  • Переставляет ноги, когда опирается на твердую поверхность.
  • Кладет ручки в рот.
  • Хватает пальцы, машет, дергает игрушки.

Визуальные и слуховые

  • Следит за движущимися объектами.
  • Признает знакомые предметы и людей на расстоянии.
  • Пытается координировано использовать руки и глаза.
  • Улыбается на ваш голос.
  • Подражает некоторым звукам.
  • Поворачивает голову в направлении шума.

Социальные и эмоциональные

  • Начинает развивать общественную улыбку.
  • Наслаждается игрой с другими людьми и может плакать, когда прекращает.
  • Становится более коммуникативным и выразительным в движениях и мимике.
  • Имитирует некоторые выражения лица.

Здоровье

Хотя каждый ребенок развивается по-своему, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о медицинских вопросах или проблемах формирования, требующих особого внимания. Если вы заметили следующие признаки у ребенка в возрасте до 4 месяцев, обсудите их с педиатром.

  • Не реагирует на громкие звуки.
  • Не замечает собственных рук.
  • Не улыбается вашему голосу.
  • Не следит глазами за движущимися объектами.
  • Не хватает предметы.
  • Не показывает эмоции людям.
  • Не может хорошо поддерживать свою голову.
  • Не тянется и не хватает игрушки.
  • Не плачет.
  • Не берет предметы в рот.
  • Начинает гулить, но не пытается подражать какому-либо из ваших звуков.
  • Не напрягает ноги, когда его ставят на твердую поверхность.
  • Не двигает один или оба глаза в разных направлениях.
  • Не обращает внимания на новые лица или кажется очень напуган ими или окружением.
  • Наблюдается кривошея.

Норма в 7 месяцев

Основные этапы развития

  • Совершает наклоны вперед и назад.
  • Садится с, а затем и без помощи.
  • Поддерживает весь вес на ногах.
  • Тянет и перекладывает предмет с одной руки в другую.
  • Обнимает.

Визуальные

  • Проявляется цветное зрение.
  • Зрение полностью сформировано.
  • Улучшается слежение за движущимися объектами.

Языковые этапы

  • Реагирует на собственное имя.
  • Начинает понимать слово «нет».
  • Различает эмоции по тону.
  • Использует голос, чтобы выразить радость и неудовольствие.
  • Произносит шаблонные цепочки согласных.

Когнитивные

  • Находит частично скрытый объект.
  • Исследует руками и ртом.
  • Борется за получение недоступных предметов.

Социальные и эмоциональные

  • Наслаждается общественной игрой.
  • Интересуется зеркальными отображениями.
  • Отвечает чувствам других людей и часто проявляет радость.

Здоровье

Развитие вашего собственного ребенка может иметь несколько иной путь. Однако предупредите своего педиатра, если к семи месяцам малыш не сможет соответствовать следующим требованиям развития для этого возрастного диапазона.

  • Уверенно сидеть, прямо держать спину, иногда опираясь на руки.
  • Ползать.
  • Есть пищу с ложки, пить из кружки с поддержкой.
  • Самостоятельно вставать у опоры и пребывать в этом полжении некоторое время.
  • «Ходить», когда мама поддерживает его.
  • Совершенствовать хватательные движения, развивать мелкую моторику рук (ребенок бывает в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки»).
  • С удовольствием изучать свойства окружающих предметов: стучать ими, трясти, бросать на пол, разбирать, ломать, тянуть в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими.
  • Показывать, где его глаза, нос, губы, уши, изучает себя прощупывая.
  • Копировать поведение взрослых.
  • Активно лопотать, пропевать звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывать картинки в книжках, листать страницы.
  • Определять по тону голоса, что значит «нет».

Нормы на 1 год

Основные этапы

  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются вкусовые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.

Развитие движений рук и пальцев

  • Собирает и разбрасывает игрушки; если нужно освободить пальчики, кладет предмет под мышку или в рот.

Языковые этапы

  • Увеличивает внимание к речи.
  • Отвечает простым устным вопросам.
  • Откликается на «нет».
  • Использует элементарные жесты, такие как встряхивание головы для выражения несогласия.
  • Говорит «папа» и «мама».
  • Использует восклицания, такие как «о-о!».
  • Пытается подражать словам.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Заявляет о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10–15 слов.

Когнитивные

  • Исследует объекты разными способами (трясет, стучит, бросает).
  • Выбирает правильное изображение при названии его.
  • Имитирует жесты.
  • Начинает правильно использовать вещи (пить из чашки, расчесывать волосы, набирать телефон, слушать приемник).
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.

Социальные и эмоциональные

  • Стесняется или беспокоится в присутствии незнакомца.
  • Плачет, когда мать или отец уходит.
  • Показывает конкретное предпочтения определенных людей и игрушек.
  • Испытывает родительские ответы на его действия во время кормления (что вы делаете, когда он отказывается от пищи?).
  • Испытывает родительские ответы на его поведение (что вы делаете, если он плачет после того, как покидаете комнату?).
  • Предпочитает мать и / или регулярного опекуна над всеми остальными.
  • Повторяет звуки или жесты для внимания.
  • Подает руку или ногу, чтобы помочь одеться.

Этапы развития в 2 года

Движение

  • Любит прогулки.
  • Тянет игрушки за собой во время ходьбы.
  • Переносит большие предметы или несколько сразу.
  • Становится на цыпочки.
  • Бросает и пинает мяч.
  • Без помощи взбирается на мебель.
  • Ходит вверх и вниз по лестнице.
  • Переворачивает контейнер с игрушками.
  • Создает башню из четырех и более блоков.
  • Может использовать одну руку чаще, чем другую.

Языковые

  • Указывает на объект или изображение.
  • Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела.
  • Говорит несколько отдельных слов.
  • Применяет простые фразы.
  • Использует предложения состоящие из нескольких слов.
  • Выполняет лёгкие инструкции.
  • Повторяет слова, услышанные в разговоре.

Когнитивные

  • Находит объекты, даже если они скрыты под двумя или тремя слоями.
  • Начинает сортировать по фигурам и цветам.
  • Играет с пластилином.

Социальные и эмоциональные

  • Имитирует поведение других, особенно взрослых и детей старшего возраста.
  • Все больше осознает себя как отдельное лицо.
  • Часто восторгается компанией других детей.
  • Демонстрирует растущую независимость.
  • Начинает вызывающе вести себя.
  • После 2 лет исчезает беспокойство от разлуки.

Этапы развития в 4 года

Движение

  • Стоит на одной ноге до пяти секунд.
  • Самостоятельно идет наверх и вниз.
  • Ловит отскочивший мяч.
  • Умело движется вперед и назад.

Развитие рук и пальцев

  • Пробует рисовать квадратики, круги и разные фигуры.
  • Изображает человека с двумя — четырьмя частями тела.
  • Использует ножницы.
  • Начинает копирование заглавных букв.

Языковые

  • Понимает концепции «того же» и «другого».
  • Воспринимает некоторые основные правила грамматики.
  • Использует в предложениях от пяти до шести слов.
  • Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые понимали его.
  • Рассказывает истории.

Когнитивные

  • Правильно называет некоторые цвета.
  • Понимает концепцию подсчета и может знать несколько цифр.
  • Подходит к проблемам с одной точки зрения.
  • Начинает иметь более четкое ощущение времени.
  • Выполняет команды из трех частей.
  • Вспоминает отрывки истории.
  • Понимает концепцию того же / другого.
  • Фантазирует.

Социальные и эмоциональные

  • Заинтересован в новых впечатлениях.
  • Сотрудничает с остальными детьми.
  • Играет в «Маму» и «Папу».
  • Все более изобретателен.
  • Идет на согласование решений конфликтов.
  • Независим.
  • Представляет, что многие незнакомые изображения могут быть «монстрами».
  • Рассматривает себя как целого человека, включающего тело, ум и чувства.
  • Часто не может различать фантазию и реальность.

Здоровье

Ребенок должен уметь в 4 года следующее:

  • Бросить мяч вверх.
  • Встать на место.
  • Ездить на трехколесном велосипеде.
  • Держать карандаш между пальцами.
  • Пытаться писать.
  • Собрать минимум четыре блока.
  • Не цепляться или кричать, когда родители уходят.
  • Интересоваться интерактивными играми.
  • Не игнорировать других детей.
  • Реагировать на людей вне семьи.
  • Не сопротивляться одеванию и сну, ходить в туалет.
  • Не капризничать, когда сердится или расстроен.
  • Может показать круг.
  • Употреблять предложения из более чем трех слов.
  • Использует «Я» и «Ты» соответственно.

Этапы развития в 5 лет

Ребенок должен уметь:

Движение

  • Стоять на одной ноге в течение десяти секунд или дольше.
  • Кувыркаться, вращаться.
  • Кататься на качелях.

Руки и пальцы

  • Раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать карандаш или кисть и изменять направление движения ладони в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Языковые

  • Вспоминать часть истории.
  • Говорить предложения, состоящие из пяти и более слов.
  • Использовать будущее время.
  • Рассказывать длинные истории.
  • Говорить имя и адрес.

Когнитивные

  • Может подсчитывать десять или более объектов.
  • Правильно называть не менее четырех цветов.
  • Лучше понимать смысл времени.
  • Знать о вещах, используемых каждый день в доме (деньги, еда, приборы).

Социальные и эмоциональные

  • Хочет угодить друзьям.
  • Подражает товарищам.
  • Скорее соглашается с правилами.
  • Любит петь, танцевать и действовать.
  • Показывает большую независимость и даже может посещать соседа.
  • Осознает свой пол.
  • Способен отличать фантазию от реальности.
  • Временами требователен, иногда нетерпелив.

Здоровье

Обратите внимание на отклонения в развитии вашего ребёнка.

  • Экспонирует чрезвычайно агрессивное поведение.
  • Не может отлучиться от родителей без серьезного протеста.
  • Легко отвлекается и не сосредотачивается на какой-либо отдельной деятельности более пяти минут.
  • Показывает небольшой интерес к игре с другими детьми.
  • Отказывается контактировать с людьми вообще или реагирует только поверхностно.
  • Редко использует фантазию или подражание в игре.
  • Кажется, несчастным или грустным.
  • Не участвует в различных мероприятиях.
  • Избегает или находится в стороне от других детей и взрослых.
  • Не выражает широкий спектр эмоций.
  • Имеет проблемы с едой, сном или с использованием туалета.
  • Не различает фантазию и реальность.
  • Кажется необычно пассивным.
  • Не может понять команды из двух частей с использованием предлогов («Положи чашку на стол»; «Подними мяч на диван»).
  • Не указывает правильно имя и фамилию.
  • В речи должным образом не использует множественное число или прошедшее время.
  • Не говорит о повседневной деятельности и опыте.
  • Не может построить башню от шести до восьми блоков.
  • Считает неудобным применение карандаша.
  • Имеет проблемы с одеванием и раздеванием.
  • Не умеет эффективно чистить зубы.
  • Плохо моет и вытирает руки.

Не игнорируйте «мелочи». Специалисты помогут вашему ребёнку преодолеть проблемы.

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.