Технофобия (от греческого τέχνη technē, «искусство, искусство, ремесло» и φόβος phobos, «страх») — это боязнь или неприязнь передовых технологий или сложного оборудования, особенно компьютеров. Несмотря на многочисленные интерпретации данного расстройства, они, похоже, становятся более запутанными, поскольку инновации продолжают развиваться. Термин обычно используется в смысле иррациональной тревоги, но другие утверждают, что это оправдано и связано с киберфобией, которая является противоположностью технофилии.
Д-р Ларри Розен, исследователь-психолог, компьютерный педагог и профессор Калифорнийского государственного университета предполагает, что существует три доминирующие подкатегории технофобов — «неудобные пользователи», «когнитивные компьютерные эмбосы» и «тревожные ПЭВМ программы». Впервые получив широкое распространение во время промышленной революции, технофобия оказывала влияние на различные сообщества во всем мире. Это заставило определенные группы принять меры против некоторых современных разработок, чтобы сохранить их убеждения. В отдельных случаях новые технологии перечат установленным уверениям, таким как личные ценности простоты и скромного образа жизни.
Примеры технофобских идей можно найти во всяческих формах искусства начиная от литературных произведений, таких как Франкенштейн и заканчивая фильмами типа Метрополис. Многие из этих работ изображают темную сторону изобретений, воспринимаемую людьми. Поскольку инновации становятся все более сложными и трудными для понимания, страдающий расстройством с большей вероятностью будет беспокоиться о том, что он использует.
Известно, что боязнь технологий затрагивает многих людей во всем мире. Это хорошо изученная фобия, поскольку было установлено, что некоторые преподаватели, в том числе в высокоразвитых странах, отказались использовать технологические пособия для занятий со своими учениками из-за серьезного страха.
Вышеуказанное явление — противоположность технофилии. Последнее означает условие, при котором человек настолько влюблен в гаджеты, что он может даже хотеть изменить мир с помощью них или использовать их для борьбы с общественными проблемами.
Страх перед инновационными разработками часто индуцируется культурно или религиозно. Амишская группа людей сопротивляется им из-за убеждений их Веры. Аналогичным образом, многие экологические объединения поддерживают социальную позицию в этом вопросе. Это может быть не фобия как таковая скорее это то, что считают «лучшими практиками».
Техника часто парадоксальна: она предназначена для облегчения нашей жизни, но иногда усложняет ее, делая устройства более сложными в использовании и учебе. Технофобы, как правило, боятся именно этих факторов. Они считают, что, столкнувшись со сложными компьютерами, телефонными системами или даже автоматическими банкоматами, возможно, придется иметь дело с трудным набором инструкций. Средний индивидуум обычно легко находит эти руководства, но в случае Технофобии человек просто застывает. Он так обеспокоен тем, что использует устройство, что испытывает легкую паническую атаку. Часто они понимают, что их страхи не имеют никакой основы, но полностью бессильны перед этим. Боязнь информационных систем очень ограничивает и влияет на повседневную жизнь человека.
Содержание
Причины
Технофобия может быть вызвана из-за общей тревоги или страха перед наукой или математическими проблемами.
Популярная культура, включая научно-фантастические книги, фильмы и телешоу также может привить этот страх. Многие киноленты, в том числе Терминатор и «Я Робот» (который показывает, что машины захватили мир и совершают то, что должны делать люди) могут внушить страх тревожному сознанию. Даже классика литературы начала XIX века, Франкенштейн Мэри Шелли, основана на предположении, что технология может иметь неприятные последствия.
Данный вид расстройства отличается от большинства других специфических фобий тем, что больные в основном невежественны и не приветствуют изменения.
Естественно, страх перед технологией более распространен в старших поколениях, которые не росли с компьютерами, сложными акронимами или цифровыми играми. Часто молодые люди пытаются научить пожилых, которым может не понравиться этот факт. Это приводит к поврежденному эго и самооценке, которые накапливаются и усугубляют сомнения.
Симптомы
Наиболее распространенными проявлениями страха перед технологией являются колебания в себе и поведение избегания.
- Человек может постоянно думать о машинах и об их использовании.
- Более сильные симптомы включают нежелание или отказ применять компьютеры или предпочитают снимать наличные деньги у кассира-человека в банках, вместо того, чтобы пойти в банкомат с «отверстиями в стене».
- Сопротивление любым автоматическим процессам.
- Нежелание переходить на новые компьютерные или программные системы.
- Критические технические изменения и реализации.
- Высказывание: «Я так долго обходился без этого, могу и дальше».
- Физические симптомы включают ощущение одышки, головокружение, сердцебиение, сердитость, утрата контроля, чувство отстранения от реальности, невозможность мыслить или говорить четко и т. д.
Преодоление страха перед компьютерами
Знание — лучший способ преодолеть боязнь. Лица, страдающие этой фобией, должны быть готовы делиться идеями, информацией и знаниями, сначала признавая свое расстройство. Они обязаны понимать, что их тревога не то, чего нужно бояться или смущаться, и что это не болезнь и не отражение их интеллекта.
Разговорная терапия с обученными докторами или даже через классные комнаты и форумы также помогает получить чувство собственного достоинства.
Молодое поколение должно обеспечить постоянную поддержку и подать руку помощи пожилым людям, страдающим этой фобией. Они должны стараться быть хорошими наставниками и вознаграждать каждый маленький шаг Технофоба, чтобы преодолеть его страх.
Постепенное и систематическое воздействие гаджетов является проверенным методом преодоления технофобии.
Распространенность
Исследование, опубликованное в журнале «Компьютеры в человеческом поведении», проводившееся в период с 1992 по 1994 год, обследовало студентов первого курса в разных странах. Общий процент ответивших из 3 392 человек, которые обладали высокопоставленными технофобскими страхами, составлял 29%. Для сравнения: Япония имела 58% высокотехнологичных технофобов, Индия 82%, а Мексика — 53%.
История
Технофобия начала приобретать национальное и международное внимание как движение с рассветом промышленной революции. С развитием новых машин, способных выполнять работу квалифицированных мастеров, неискусные, низкооплачиваемые мужчины, женщины и дети, занимающиеся торговлей, начали опасаться за свои средства к существованию. В 1675 году группа ткачей уничтожила машины, которые заменили их рабочие места. К 1727 г. разрушение стало настолько распространенным, что парламент сделал разгром машин смертельным преступлением. Однако это действие не остановило волну насилия. В Луддитах, группа специалистов по борьбе с технологиями, объединенных под маркой 1811 года под названием «Людд», изымала ключевые компоненты из вязальных рамок, рейдов домов для снабжения и подачи ходатайств о торговых правах, одновременно угрожая большим насилием. Плохие урожаи и беспорядки в продовольствии оказали помощь их делу, создав беспокойную и волнующую популяцию для того, чтобы привлечь сторонников.
XIX век был также началом современной науки, в котором работали Луи Пастер, Чарльз Дарвин, Грегор Мендель, Майкл Фарадей, Анри Беккерель и Мария Кюри, а также изобретатели, такие как Никола Тесла, Томас Эдисон и Александр Грэм Белл . Мир стремительно менялся, слишком быстро для многих, кто опасался происходящего и жаждал более простого времени. Это романтическое движение иллюстрирует эти чувства. Идеалисты склонны верить в воображение над разумом, «органическим» над механическим и стремлением к более простому, пастырскому времени. Поэты, такие как Уильям Вордсворт и У. Блейк, считали, что технологические изменения, происходящие в рамках промышленной революции, загрязняют их заветный взгляд на природу как совершенную и чистую.
После Второй мировой войны страх технологий продолжал расти, вызванный взрывами Хиросимы и Нагасаки. С ядерным распространением и холодной войной люди начали задаваться вопросом, что станет с миром теперь, когда человечество сможет манипулировать им до разрушения. Корпоративное производство военных технологий, таких как напалм, взрывчатые вещества и газы во время войны во Вьетнаме, еще больше подорвало доверие общественности к достоинствам и целям технологий. В эпоху после Второй мировой войны, энвайронментализм также взлетел как движение. Первая Международная конференция по загрязнению воздуха была проведена в 1955 г., а в 1960-х годах исследования содержания свинца в бензине вызвали возмущение среди экологов. В 1980-х истощение озонового слоя и угроза глобального потепления стали восприниматься гораздо серьезнее.
Люддиты
Некоторые общественные группы считаются технофобскими, наиболее узнаваемыми являются луддиты. Многие технофобные объединения восстают против современных технологий из-за убеждений в том, что эти машины угрожают их образу жизни и средствам к существованию. Люддиты были общественным движением британских ремесленников в XIX веке, которые организовывались в оппозиции к технологическим достижениям в текстильной промышленности. Эти разработки заменили многих умелых мастеров сравнительно неквалифицированными машинами. Британские луддиты XIX века отвергли новые технологии, которые повлияли на структуру их установленных профессий или общий характер самого труда.
Неустойчивость к новому не возникала, когда недавно принятая технология помогала процессу работы без существенных изменений. Британские Люддиты протестовали против применения машин, а не из-за их изобретения. Братство утверждало, что их труд был важной частью экономики и считало, что они обладают навыками, чтобы завершить свой труд как собственность, которая нуждалась в защите от разрушений, вызванных автономией машин.
Анабаптисты старого ордена
Другая группа, которую некоторые считают технофобией, — Амиши. В то время как многие занимают социальную позицию в отношении разработок, Амиши неохотно используют их из-за своих религиозных убеждений и опасаются, что это ослабит структуру группы в целом и семьи в частности. Amish следуют набору моральных кодов, изложенных в Ordnung, который отвергает использование определенных технологий для личных целей. Дональд Б. Крабиль, Карен М. Джонсон-Вайнер и Стивен М. Нольт заявляют в своей книге «Amish»:
«Более важно, чтобы Амиши модифицировали и адаптировали разработки творчески, чтобы соответствовать их культурным ценностям и общественным целям. Амишские инновации — это дайверы, сложные и постоянно меняющиеся.»
Технофобия в искусстве
Ранний пример данного явления в художественной и популярной культуре ― «Frankenstein» Мэри Шелли. С тех пор он один из основных продуктов научной фантастики, примером которого считаются фильмы, такие как «Метрополис» Фрица Ланга, в котором представлены образцы того, как может развиваться технофобия, и «Новые времена» Чарли Чаплина, в которых люди сводятся ни к чему, кроме винтов в машинах, продуктов новых промышленных технологий, таких как конвейер. Это сохранялось в 1950-х годах, опасение ядерного оружия и радиации, приводящей к гигантским насекомым в фильмах про монстров, а также предостерегающие рассказы как «День, когда Земля остановилась», и в 1960-х годах, такие, как «Халк». К нему присоединились страхи над сверхразумными машинами и бунт среди них, который был повторяющейся темой фильма «Звездный путь», от первоначальной серии «Звездный путь: Следующее поколение» к «Звездный путь: Вояджер» в 1990-х годах.
Также в 1960-х годах фильм «Человек-Омега» (основанный на романе Ричарда Мэтисона «Я легенда») показал, что мир страдает от биологической войны, и только кучка людей и культ мутантов остаются живыми. Герой Чарльтона Хестона — ученый, которого преследуют чудовища, он хочет уничтожить всю науку и технику из-за своих технофобских убеждений. Фобия также является тематикой в романе Вальтера М. Миллера «Песнь для Лейбовица», в котором ядерная война производит попытку уничтожить саму науку, которая, как считается, несет ответственность.
В 1970-х годах фильмы такие как «Колосс: проект Форбина» и Demon Seed также предлагали образцы господства на компьютерах. В 1970-х годах Rich Buckler создал Deathlok, киборга, возрожденного сумасшедшим, как машину уничтожения рабов, темная сторона Франкенштейна. В 1973 году фильм Westworld вводит мир развлечений гуманоидов, совершенно ошибочно, когда они обращаются против людей.
Technophobia достигла коммерческого успеха в 1980-х годах с фильмом The Terminator, в котором компьютер становится самосознающим и решает убить всех людей. Blade Runner показывает нам, как человеческие реплики могли жить на Земле, изображая технологию, ошибочную в «репликантах», недовольных своими антропогенными ограничениями, которые требуют, чтобы они были «изменены». Star Trek: Voyager представил еще один поворот, когда «избыточные» EMH, такие сложные экспертные системы, которые почти неотличимы от человека, эффективно сводятся к рабству, в то время как другие подобные системы превратились в разумную добычу.
Совсем недавно были такие фильмы, как I, Robot,The Matrix Trilogy, WALL-E и продолжение Terminator. Такие шоу, как «Доктор Кто», особенно в эпизоде «Роботы смерти» также занялись проблемой технофобии с персонажем, демонстрирующим большой страх перед искусственным интеллектом из-за отсутствия языка тела, описанного Четвертым Доктором, давая им внешность «живых мертвецов». Серийный консультант Kit Pedler также использовал этот страх в качестве основы для вдохновения классического доктора, который монтирует киберманов, с созданием, вдохновленным его собственным страхом перед искусственными конечностями, становящимися настолько распространенными, что невозможно было бы узнать, когда кто-то перестал быть человеком и стал просто машиной. Виртуозность говорит о виртуальном серийном убийце, которому удается бежать в реальный мир. Он идет на ярость, прежде чем неизбежно остановится. Это настоящий технофобный фильм, основанный на сюжете о том, что технология пошла не так. Вводится убийца, который нагло уничтожает людей.
В серии «Дюны: Бутлерианский джихад» — это война между человечеством и злонамеренным искусственным интеллектом во главе с Омнием, который явно желает уничтожить мир.
В фильме WALL-E от Pixar, показаны люди, превратившиеся в тучных, послушных и ленивых существ, практически постоянно живущих в состоянии транса в результате роботов, способных сделать все для них.
Аватар является примером того, как технология удерживает людей, которые уполномочены ей, и наглядно демонстрирует количество террора, которое прививается тем, кто носит эту концепцию. Это наводит на мысль, что иностранные существа из Пандоры не только испуганы технологией, но и то, что они ненавидят ее; потенциал для разрушения может превышать их существование. Напротив, сама пленка использовала передовые технологии, такие как стереоскоп, чтобы дать зрителям иллюзию физического участия в опыте, который представит их цивилизации, борющейся с технофобией.
Трилогия Годфри Реджо в Qatsi также сильно затрагивает вопросы этого явления. Идея держать «мыслителей» и «рабочих» отдельно показывает нам, что даже люди, которые приняли инновации, каким-то образом боялись ее потенциала.
В компьютерной игре Wing Commander: Privateer, фанатичная квазирелигиозная группа, называемая Retros, хочет свергнуть все технологии, даже если это так, они сами должны использовать ее для достижения своей цели. Машины исполняют центральную роль в игре по расширению праведного огня, в которой новый таинственный лидер возглавляет группу в попытке уничтожить всех не приверженцев своей религии.
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!