В психиатрии ойкофобия (синоним domatophobia и ecophobia) – это отвращение к домашней обстановке. Термин также используется в более общем смысле как фобия жилища или того, что есть в каждой семье (боязнь бытовых приборов, оборудования, ванны, химикатов). Слово произошло от греческих «oikos», то есть «семья», «дом», и фόβο – «страх».
В 1808 году поэт и эссеист Роберт Сути использовал это название, чтобы обрисовать желание покинуть жильё и отправиться в путешествие. Выражение употребляли и другие писатели девятнадцатого века в качестве синонима к «странствованию».
Термин использовался в политическом контексте в смысле критического отношения к идеологиям, отвергающим собственную культуру и восхваляющим другие. Роджер Скратон впервые применил понятие в книге 2004 года.
Содержание
Психиатрическое использование
В медицинской практике ойкофобия обычно относится к страху перед физическим пространством домашнего интерьера, она связана с опасением получить ранения от бытовых приборов, ванн, электрооборудования. Термин верно применим только для обозначения боязни объектов внутри здания. Страх перед самим жилищем называется domatophobia.
После Второй мировой войны отдельные комментаторы использовали этот термин для обозначения предполагаемой «ненависти к дому», испытываемой женщинами, которые работали и были привлечены к общественной жизни.
Использование Southey
Southey применил термин в « Письмах из Англии» (1808), заявив, что ойкофобия — это продукт «определенного состояния цивилизации или роскоши», ссылаясь на привычку богатых людей посещать курортные города и морские местности в летний сезон. Он также упоминает о моде живописных путешествий с дикими ландшафтами, такими как горная местность Шотландии. Связи ойкфобии с богатством и поиском новых впечатлений была рассмотрена другими сочинителями и приведена в словарях.
Писатель в 1829 опубликовал эссе о своем опыте, свидетельствующем о последствиях битвы при Ватерлоо: «Любовь к локомоции настолько естественна для англичанина, что ничто не может связать его с домом, хотя невозможно и жить за границей. Боязнь дома оставила меня летом 1815 г. в Брюсселе». В 1959 г. англо-египетский автор Ботаина Абд эль-Хамид Мохамед использовал концепцию Саути в своем сочинении«Ойкофобия» как литературное увлечение образованием через путешествия.
Политическое использование
В книге 2004 года британский консервативный философ Роджер Скратон адаптировал слово, обозначив его как «отрицание наследования дома». Он утверждал, что это «этап, через который обычно проходит подростковый ум», но что это особенность некоторых, как правило, левых политических импульсов и идеологий, поддерживающих ксенофилию, то есть предпочтение неизвестных культур.
Scruton использует этот термин как антоним к слову «ксенофобия». В книге Роджера Скратона «Philosopher on Dover Beach» Марк Дул описывает боязнь оставаться дома в рамках научного утверждения «как общности культур Запада и старой образовательной программы, которая стремится передать человеческие ценности». Это положение выросло из сочинений Жак Деррида и «нападения на «буржуазное общество» Мишеля Фуко в «антикультуре», которое прямо нацелилось на святые и священные вещи, осуждающие и отвергающие их как угнетающих и подверженных власти».
Деррида – классический ойкофоб, поскольку он отвергает тоску по дому, которую удовлетворяют западные богословские, юридические и литературные традиции. Деконструкция Дерриды направлена на то, чтобы блокировать путь к этому «основному опыту членства», предпочитая вместо этого бездействующее существование, ни на чём не основанное.
Крайнее отвращение к священному и пресечение связи с культурой Запада описывается как основной мотив ойкофобии, это не подмена иудео-христианства другой последовательной системой веры. Ойкофобу кажется, что любая оппозиция направлена на богословскую и культурную традицию Запада, и следует поощрять её, даже если это «значительно более церковное, исключительное, патриархальное и этноцентричное». Scruton описал «хроническую форму oikophobia, которая распространилась через университеты под видом «политкорректности».
Использование Скратона было подхвачено некоторыми политическими комментаторами, чтобы обратиться к тому, что они видят как отказ от традиционной американской культуры в либеральной элите. В августе 2010 года Джеймс Таранто написал колонку в журнале Wall Street Journal под названием «Ойкофобия: почему либеральная элита считает, что американцы отвратительны», в которой он критиковал сторонников предлагаемого исламского центра в Нью-Йорке как ойкофобов, которые защищали мусульман.
Никто ничего не написал пока. Будтье первым!