Собираетесь ли Вы в отпуск или командировку, где полёт необходим, но сама мысль об этом уже вызывает беспокойство? Тогда это может быть случай Aerophobia.

Что такое аэрофобия?

Аэрофобия (авиафобия) — это страх летать на вертолётах и самолётах. У некоторых пациентов расстройство может вместе с другими фобиями, такими как клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств) или акрофобия (страх высоты). Известно, что почти 25% путешественников страдают от этой патологии.

Летать – это необходимость для многих людей, особенно ввиду их профессий. По мере того как современный мир становится ближе благодаря технологиям и коммуникации, полёт стал неизбежным. Многие люди испытывают перед ним легкую тревогу. В случае аэрофобии, беспокойство приобретает более серьёзный оборот. Такие люди начинают избегать семейных каникул или откладывают деловые встречи, которые включают в себя перелёты. Это часто имеет разрушительные последствия для карьеры и личной жизни.

Самолет, как правило, считается одной из безопаснейших форм передвижения. Статистика, составленная Департаментом транспорта, привела к заключению, что летать в 29 раз безопаснее, чем водить автомобиль. Проблема состоит в том, что даже вышеуказанные данные не успокаивают тех, кто боится летать, так как они не обращают внимания на риски. Если все думали о вероятности попасть аварию, то при нахождении на борту авиалайнера уровень тревоги был бы в 29 раз ниже, чем при вождении автомобиля. Но их мысли совершенно о другом.

Любой, кто путешествует на самолете, понимает, что всегда есть шанс несчастного случая, как и в любой другой ситуации. В авиации происходит сравнительно немного аварий, потому что пилоты специально обучены сохранять спокойствие и четко мыслить в чрезвычайной ситуации и имеют инструкции на каждую из них. Но пассажиры, без специальной подготовки сидят в салоне и постоянно беспокоятся. Несмотря на статистику, они страдают от страха и испытывают психологические симптомы, которые приводят к мучению.

Хотя боязнь перед полетом не связана с рисками, присущими авиации, она основана на неприятном осознании того, что жизнь хрупкая и уязвимая, и что никто не имеет контроля над ней ни в воздухе, ни на земле. Поскольку люди не были предназначены для того, чтобы парить как птицы, всякий раз, попадая в «летающую машину», нам приходится сталкиваться с сильными опасениями. Пребывая в салоне самолета, пассажир начинает крутить в голове мысли о хрупкости человеческой жизни, причем звучат они намного громче, нежели в любой другой ситуации.

иррациональный страх в самолетеТем не менее, несмотря на то, что никто не «контролирует» что-либо, мы можем научиться управлять нашими мыслями и чувствами, доверять чему-то более могущественному. Страх перед полетом является специфической фобией, одним из нескольких видов тревожных расстройств. Люди с таким недугом больше озабочены тем, что может произойти, чем объективной реальностью. Если бы, например, вы сидели в самолете и видели из окна дым, выходящий из двигателей, а капитан в это время пытался совершить аварийную посадку, то это была бы ясная и настоящая опасность, многие пассажиры действительно испытывали бы страх. Но если вы сидите в самолете со всеми функционирующими системами и боитесь чего-то страшного, то это уже ненормально.

 

Сопутствующие фобии

У страха полета есть много составляющих, некоторые из них проявляются и при других заболеваниях. У части людей с этим расстройством дополнительным объектом страха выступают:

  • Высота
  • Замкнутые пространства
  • Тесные условия
  • Нахождение в жарком и душном месте
  • Необходимость длительного ожидания
  • Отсутствие понимания причин окружающих действий, звуков и ощущений
  • Риск турбулентности
  • Зависимость от неизвестных механических вещей для поддержания безопасности
  • Важность роли незнакомого пилота
  • Отсутствие чувства контроля
  • Возможность терроризма

Если страх перед полетом связан с прошлой травмой или несчастным случаем, воспользуйтесь консультацией с психолога для нахождения причины расстройства. Вас также может заинтересовать организация Wings of Light – это сеть поддержки и информирования для людей, чья жизнь была затронута авиационными происшествиями.

Симптомы

Аналогично другим фобиям, страх летать имеет физические и психологические проявления.

Физиологические симптомы:

  • повышенное потоотделение
  • дрожь
  • увеличение частоты сердечных сокращений
  • тошнота и рвота
  • Дискомфорт в желудке или кишечнике. Другие формы кишечного расстройства.
  • Мышечное напряжение, тремор
  • Тяжелое, затрудненное дыхание
  • Учащенное сердцебиение, грудная боль
  • Потливость, слабость, головокружение и ощущение колкости, сухость во рту, покрасневшее или бледное лицо

Психологические симптомы:

  • раздражение
  • головокружение
  • мысли о падении, смерти
  • неспособность мыслить ясно
  • дезориентация и нервозность.
  • Ухудшение памяти
  • Сужение картины реальности
  • Негативные суждения
  • Отрицательные ожидания
  • Персистентное мышление
Большинство людей, страдающих аэрофобией, начинает испытывать данные симптомы, как только приезжают в аэропорт. Эти пассажиры становятся взвинченными, проявляют признаки серьёзной панической атаки, набрасываются на персонал авиакомпании или членов семьи/ друзей/ коллег. В противном случае такие люди могут быть спокойными, ожидая своего полёта, но проявляют признаки истерики при посадке.

Признаки

Тот, кто летает, должен знать, что часть проблем со здоровьем вызывают симптомы, которые имитируют физиологические реакции на тревогу или возбуждают дополнительное беспокойство. Среди таких медицинских условий:

  • Проблемы с вестибулярным аппаратом могут вызвать дезориентацию, головокружение и тошноту.
  • Боль в ухе

жевание резинки помогает снять блок среднего уха

Среднее ухо соединено с горлом дорожкой, известной как евстахиева трубка. Она уравновешивает показатели между атмосферным давлением и воздухом, захваченным внутри среднего уха. Если трубка закрывается, вы наверняка почувствуете боль. Это ощущение называют «блоком среднего уха». Помните, что когда самолет поднимается, давление окружающего воздуха падает, а когда он спускается – увеличивается. Именно поэтому боль в ухе часто встречается два раза за перелет.

Самый безопасный и наиболее распространенный способ очистки от блока – движение челюстью с одновременным глотанием. Такого эффекта добиваются при помощи жевательной резинки. Следующее, что нужно попробовать, если десна не работает, — это маневр Вальсальвы. Когда вы почувствуете блок, зажмите ноздри и закройте рот, а затем осторожно сделайте попытку выдохнуть, это вызывает открывание евстахической трубки.

Если этот способ не помогает устранить боль, попробуйте использовать противозастойное средство для носа или пероральный препарат этого типа (например, псевдоэфедрин) за час до вылета или прибытия. Избегайте любого лекарства, которое сочетает псевдоэфедрин с антигистамином, потому что они вызывают сонливость, которая длится в течение нескольких часов. Но если вы хотите проспать весь долгий перелет это может оказаться на руку, только не садитесь за руль по прибытии.

«Синус баротравмы». Эта боль часто появляется вокруг или над глазами, как при мигрени на одной стороне головы. Неприятные ощущения возникают в результате изменения атмосферного давления, как и при блоке уха, описанном выше, только они связаны с переполненными полостями синуса. Обычно это происходит во время посадки, когда показатели давления воздуха, запертого в пазухах и в кабине, не могут выровняться. Как и при боли в ушах, этой неприятности можно избежать, взяв противозастойное средство, чтобы открыть полости синуса, за час до прибытия или вылета.

кислородное насыщение

Мышечная и суставная боль и покалывание также иногда выступают симптомами декомпрессионной болезни (ДКБ). Она возникает в результате путешествия в воздушных суднах без давления на больших высотах, но при перелетах посредством коммерческой авиации недуг вряд ли проявит себя, его замечают разве что аквалангисты, недавно совершавшие погружение. Азот, растворенный в тканях тела от длительного пребывания на большой глубине, может не вызвать проблем на уровне моря, но на высоте газ иногда выходит из тканей в виде пузырьков.

Такое состояние требует немедленной медицинской помощи. Кислородное насыщение на борту в большинстве случаев помогает, но иногда требуется гипербарическая обработка на земле для повторного сжатия пузырьков азота. Просто помните: перелет в течение менее 24 часов после погружения значительно увеличивает риск ДКБ.

Тромбоз путешественника, или в простонародье «синдром эконом-класса». Это состояние, при котором в глубоких венах, обычно в ноге, образовывается один или несколько сгустков. Само условие не опасно, но осложнение в виде венозной тромбоэмболии (ВТЭ) может угрожать жизни, потому что есть риск перемещения небольшого сгустка в другую часть тела, где он станет блокировать поток крови в важный орган и, возможно, будет причиной сердечного приступа или инсульта.

На самом деле, с тромбозом глубоких вен (ТГВ) можно столкнуться в любых условиях путешествия на самолете, поэтому назвать эту патологию «синдромом эконом-класса» не совсем корректно. Обратите внимание, что все научные данные указывают в качестве причины ТГВ ограничение движений в течение длительного времени. В автомобилях и автобусах мы останавливаемся на отдых каждые пару часов, в поездах свободно ходим по вагонам, а круизные суда вовсе похожи на плавучие отели, где нет никаких ограничений.

Только на самолетах мы буквально прикованы к нашим местам в течение нескольких часов подряд, персонал даже привозит еду, потому что там нет отдельного помещения под ресторан. Поэтому неудивительно, что тромбоз часто связан с авиаперелетами, но нужно отметить, что они не являются первопричиной. И рассмотрим еще один факт. Если вы совершите длительное путешествие в любой уголок планеты, то, вероятно, вернетесь домой, а появление ТГВ свяжете с последним рейсом. Поэтому, если у вас есть возможность, пережидайте несколько дней между долгими полетами.

активные движения помогают избежать ТГВ

Совершайте максимальное количество движений на своем месте. И если у вас есть предрасполагающие медицинские условия, такие как болезни, влияющее на свертываемость крови; сердечно-сосудистые патологии; доброкачественная опухоль или рак; недавняя операция; использование оральных контрацептивов; перенесенная травма нижних конечностей; беременность; возраст старше 40 лет; предыдущий тромбоз глубоких вен или его наличие в семейном анамнезе – обратитесь к врачу перед поездкой.

  • Что хуже: рисковать заработать ТГВ, оставаясь на месте или подвергаться опасности получить травму от внезапной турбулентности, будучи не пристегнутым? Только вы принимаете решение.
  • Пролапс митрального клапана (ПМК) может вызвать боль в груди и способствовать появлению панических ощущений. Возможно, не существует четкой связи между заболеванием и тревогой, поэтому обратитесь за помощью к врачу.
  • Гипогликемия (низкий уровень сахара в крови) при отсутствии пищи обычно возникает из-за потери аппетита и может вызвать слабость, раздражительность, напряжение мышц и беспокойство.
  • Аллергические реакции на пластик, ковровые покрытия, парфюмерию и т. д. вызывают разную степень дискомфорта.
  • Побочные эффекты от прописанных лекарств иногда побуждают множество неприятных и тревожных чувств.
  • Отсутствие кислорода на высоте способно вызвать любое количество симптомов, включая такие как: головная боль, раздражительность и тошнота, мышечная слабость и усталость, помутнение зрения, а также учащенное или замедленное дыхание.

гипоксия в самолетеНедостаток кислорода (гипоксия) дает о себе знать, потому что, несмотря на давление в кабине самолета, он обычно находится на уровне около 8000 футов над землей. Если вы не привыкли жить в горах, физиологические эффекты даже этой скромной высоты могут быть значительными. Последствия гипоксии не незаметны на коротких перелетах, но многие люди испытывают симптомы при пребывании на борту авиалайнера более 5 часов.

Кроме того, если вы курильщик, окись углерода в табачном дыме уменьшает способность вашей крови переносить кислород, поэтому эффект гипоксии будет гораздо сильнее, чем для людей без вредных привычек.

Обезвоживание и очень сухой воздух в салоне самолета иногда вызывают головокружение и усталость. Защитите себя, выпивая много простой воды, около чашки (250 мл) в час. Если у вас нет проблем с почками, это умеренное потребление воды должно быть полезным. Избегайте алкоголя, колы и кофеина.
Если вы считаете, что можете столкнуться с какой-либо из этих неприятностей, обсудите ситуацию с врачом. Никогда не принимайте препараты, которые вы ранее не тестировали на побочные реакции.

Страх полета иногда связан со многими различными симптомами, вы даже можете испытать некоторые из них в других ситуациях, когда не будете такими же недееспособными, как при полете — это ключ ко всей проблеме. При других обстоятельствах человек имеет гораздо больше возможностей. Если в машине душно, вы без труда откроете окно или попросить водителя сделать это. Даже ездить в автобусе или поезде обычно менее тревожно, чем летать.

страх перед полетом помогает преодолеть адекватное восприятие ситуации

Суть заключается в том, что пассажир самолета в некоторых случаях воспринимает себя как пойманного в ловушку до момента приземления. И поэтому можно сказать, что его симптомы – это неконтролируемые реакции на ощущение захвата и выход ситуации из-под контроля.

Человек, который преодолел страх перед полетом, знает – что-то может пойти не так как при полете, так и при езде на автомобиле. Он понимает, что несчастный случай может произойти в любое время. Таким образом, этот человек преодолел нарастающую спираль постоянно ухудшающихся симптомов, вызванных одним или несколькими тревожными компонентами полета.

Причины и условия

Паника перед полётом часто связана с другими фобиями. В таких случаях у индивидов возникают сильные формы беспокойства связанные со страхом ограниченного пространства. Человек не любит закрытые, тесные помещения и в самолёте может почувствовать себя в ловушке без возможности убежать. Боязнь высоты (акрофобия) связана с аэрофобией.

Страх перед полетами

С расстройством связаны определённые физические особенности. Граждане, страдающие головокружениями, синусовыми заболеваниями, гайморитом; испытывающие проблемы с ушами испытывают боязнь летать из-за обострения симптомов на большой высоте. Тромбоз глубоких вен (у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями) вызывают приступы аэрофобии.

Расстройство не связано с приемом лекарств. Травмировавшие полёты в прошлом, морская болезнь из-за воздушной турбулентности, просмотр новостей и изображений авиакатастроф, террористических угроз приводят к развитию паники. Иногда это наследственный фактор, когда родители имеют страх летать, это передается детям.

 

Лечение

техники релаксации помогают расслабитьсяС учетом всего, что сказано выше, борьба со страхом имеет несколько форм. Вам может понадобиться подробная информация о принципах безопасности перелетов и возможных ситуациях, таких как турбулентность.

Если этого недостаточно, то обратитесь к проявлениям фобии, изменив негативное мышление или изучив технику релаксации. Если базового симптоматического лечения недостаточно, то попытайтесь понять психодинамические аспекты беспокойства.

В случае, когда все эти меры не дают результата, стоит добавить клинический подход. Следуйте рекомендациям по самопомощи или проконсультируйтесь с психологом или другим специалистом в данной области для лечения фобии. Наконец, если беспокойство основано на экзистенциальном страхе смерти больше, чем на боязни полета, подумайте о духовном развитии.

Как было описано выше, опыт специалистов позволил найти три главные причины возникновения страха перелетов:

  • отсутствие информации о порядке работы гражданской авиации;
  • психологическая травма, вызванная инцидентом или несчастным случаем на воздушном судне;
  • символический перенос межличностного конфликта на процесс полета.

Также может быть четвертая причина страха, которая встречается только у пилотов – это недоверие к летной подготовке. Теперь, когда вы задаетесь вопросом, почему обученный человек станет бояться, мы дадим на него ответ.

Фармакологическое

Психолог или психиатр оценивают степень фобии и предлагают лекарство для купирования симптомов (от 0,5 до 1 мг препарата альпразолам, принимаемый за полчаса до полёта) или дают рекомендации, связанные с ним. Медикаменты понижают отражающую функцию человека. Это уменьшает беспокойство, вызванное внутренним конфликтом и приводит к тому, что индивид с аэрофобией под воздействием препаратов поверит в происходящее.

Двойное слепое клиническое исследование в Школе медицины Стэнфордского университета предполагает, что успокоительные лекарства препятствуют психике человека тревожиться выше меры. В ходе исследования было проведено два полёта. В первом больные, получавшие альпразолам (Xanax), сообщали о меньшей тревоге, нежели пациенты, принимавшие плацебо: их измеряемое напряжение увеличивалось. Частота сердечных сокращений в группе альпразолама составляла 114 против 105 ударов в минуту в блоке плацебо. Те, кто получал альпразолам, также имели повышенную частоту дыхания (22,7 против 18,3 вдоха / мин).

Терапия

Групповые и личные сеансы терапии помогают облегчить аэрофобию. Новый метод виртуального имитационного моделирования полёта обеспечивает лечение для преодоления различных видов фобий. Отдельная или групповая когнитивная поведенческая терапия и гипноз также помогают в преодолении расстройства.

В некоторых случаях уровень образованности значительно уменьшает озабоченность людей по поводу физической безопасности. Изучение того, как летают авиалайнеры на практике, и других аспектов авиации может уменьшить беспокойство. Многие люди справлялись с проблемой, учась летать или прыгать с парашютом, эффективно устраняя свой страх перед неизвестным. Некоторые воспитывают себя; другие посещают курсы, предлагаемые пилотами или авиакомпаниями.

Понимание процессов

Знание о том, что турбулентность не разрушит самолёт, не останавливает миндалину – часть мозга, ответственную за генерацию большинства эмоциональных реакций, через ось гипоталамо-гипофизарно-надпочечников совершается высвобождение гормонов стресса.

При турбулентности повторяющиеся нисходящее движение по плоскости вызывают один выброс за другим. Их рост может вызвать у человека панику, несмотря на логическое понимание, что самолёт в безопасности. В таких случаях терапия – в дополнение к образованию – необходима для предотвращения высвобождения гормонов напряжения, чтобы тревожный лётчик мог получить облегчение.

Методы лечения, такие как систематическая десенсибилизация, разработанная Джозефом Вольпе, и когнитивно-поведенческая терапия, открытая Аароном Бекком, основываются на теории, что начальное сенсибилизирующее событие создало фобию. Десенсибилизация с применением виртуального полёта не стала успешной. Клиенты сообщают, что имитация с использованием компьютерных изображений не снижает их напряжение, поскольку на протяжении всего виртуального полёта они знали, что находятся в здании. Исследования показывают, что терапия экспозиции воображаемой реальности не эффективнее, чем сидеть в припаркованном самолете. В качестве практической замены для систематической десенситизации миндалин можно научить пациента рассматривать стимул как безопасный, связывая его с опытом, уже считающимся положительным. Эта альтернатива была названа систематическим ингибированием миндалин.

Гипнотерапия включает работу над эмоциями вокруг события и позволяет клиенту понять источник страха. Иногда боязнь летать вообще не имеет никакого отношения к полету.

Если ваша аэрофобия связана с иными состояниями здоровья или фобиями, лучше обратиться за медицинской помощью, чтобы лечить все параллельные расстройства.

Стратегии когнитивного преодоления

Исследования, изучавшие методы выживания, используемые боящимися летать говорят нам о том, что есть четыре конкретные стратегии, связанные с тревогой полета:

  1. Руминация, которая основывается на повторяющихся мыслях о ситуации.
  2. Самообвинение – размышление об ошибках, которые человек совершил.
  3. Принятие (или отстранение), при котором пассажир говорит себе, что у него нет другого выбора, кроме как беспомощно принимать вещи, поскольку нет возможности на них повлиять.
  4. Катастрофирование – размышлению о том, насколько ситуация ужасна и потенциально опасна.

Это означает, что если вы боитесь летать, то наверняка потратите много времени на беспокойства перед путешествием, но все равно, сев на место в салоне, можете столкнуться с физическими и психологическими симптомами. Кроме того, вы, вероятно, будете обвинять себя в собственных неудачах и недостатках и думать, что беспомощны, а также постоянно гонять в голове мысли обо всех плохих вещах, которые могут произойти.

Однако есть несколько советов, которые способствуют изменению мышления, которое вызывает тревогу. Настройте сознание на обстоятельства таким образом:

  • Отпустите ситуацию. Не следует думать о предстоящем полете несколько дней. Сделайте глубокий вдох и вернитесь к повседневной работе.
  • Сев на место в авиалайнере, посмотрите на прекрасный вид. Находясь здесь без возможности двигаться, нельзя сделать самолет более безопасным.

Внушение того, что вы пытаетесь повлиять на проблему и не совсем беспомощны, тоже помогает, крутите в голове такие мысли:

  • «Да, я очень нервничала в последнем полете, но с тех пор узнала некоторые новые методы борьбы с беспокойством».
  • «Я сделал все, что мог. Со временем состояние улучшится, если буду пользоваться практическими рекомендациями».

Применяйте отстранение — дайте здравому смыслу оценить происходящее и поймите, что вы не совсем беспомощны. Делайте медленные глубокие вдохи, можете практиковать расслабление мышц.

Катастрофируйте — примите свой страх, а затем бросьте ему вызов:

  • Буду бояться, когда сажусь. Но разве мне когда-нибудь доводилось убегать от других проблем? Нет.
  • Может быть, буду нервничать, но сделаю все возможное, чтобы расслабиться. Это пройдет.
  • Я представляю ужасные вещи, но действительность такова, что ни одна из них не случиться.

Психологическая травма

Эта причина очевидна, но все же может быть непонятной. В одном случае военный летчик на тренировке испытывал тяжелую бессонницу накануне занятий, после тщательного медицинского расследования было установлено, что он столкнулся со сложностями во время учебного полета, но боялся рассказать инструктору, опасаясь, что это будет признаком слабости. Во всяком случае, как только это все выяснилось, ему дали возможность исправиться и пилот сдал зачет.

Символический перевод

Эта третья причина — самая сложная и зачастую удивительно интересная. Для примера рассмотрим следующий случай. Пилот внезапно развивает страх перед полетом, когда в прогнозе говорят о грозе, и становится очень скрупулезным, когда речь идет о сборе информации о погоде.

выполнение фигур высшего пилотажа

Дальнейший анализ ситуации позволил выяснить, что этот пациент ранее любил совершать фигуры высшего пилотажа, а в авиацию его на самом деле привела тяга к острым ощущениям. Из-за этого аспекта его личности он не чувствовал себя комфортно при выполнении обычных обязанностей семейной жизни. Но потом, четыре года назад, когда у него родился ребенок, пилот был поставлен в конфликтную ситуацию. Та часть его, которая хотела стать хорошим отцом, боролась с его жаждой к приключениям и острым ощущениям. Появились всевозможные вопросы. «Неужели я действительно способен ухаживать за ребенком?», «Дочка будет нуждаться в папе, может ли он быть рядом?», «Если со мной случится авария во время полета, что будет с малышкой?»

Поэтому все заканчивается для мужчины одержимостью прогнозами погоды, чтобы иметь возможность перехитрить обстоятельства, которые могут отнять общение с ребенком. Но по сути пилот пытается скрыть реальную проблему: готов ли он внести изменения в свою жизнь и чем-то пожертвовать, чтобы стать хорошим отцом?

Таким образом, гроза играет роль «бушующей бури» в его браке, и его страх полетов символизирует его рискованное отношение к жизни, которое может все разрушить, если он не сменит курс в ближайшее время. Профессиональные пилоты, особенно те, кто в прошлом были военными, как правило, очень сосредоточены на целенаправленном и рациональном подходе к жизни. Поэтому они могут страдать от значительной нехватки эмоционального восприятия, так что эта концепция психологического сознания требует определенных усилий для понимания.

Проблемы с обучением

С четвертой причиной беспокойства пилотов они обычно сталкиваются в период летной подготовки. Это, как правило, наблюдается во время тренировки посадки, когда решения принимаются быстро и часто в меняющихся условиях (например, при боковых ветрах).

кабина пилотаХорошим примером может быть ситуация, когда пилот, недавно прошедший подготовку по правилам полета по приборам (ППП), должен летать в погодных условиях с такой видимостью, которая заставляет полагаться исключительно на показания оборудования в кабине. Мужчина может признаться, что чувствует страх погодных условий и задается вопросом, почему это так, ведь он уже сталкивался с разными ситуациями во время подготовки и должен чувствовать себя комфортно. Эти проблемы понятны, и по сути демонстрируют здравую боязнь плохой погоды, которая представляет собой мощную силу, и только глубокое уважение к ней позволит пилоту летать в сложных условиях и оставаться в живых.

В отличие от представленного выше случая с символическим переносом, психологический принцип, лежащий в основе беспокойства по поводу проблемы обучения, таков: мы не можем чувствовать себя комфортно и уверенно делать что-либо, пока не получим навыки в самостоятельном выполнении задачи. Инструктаж по летной подготовке учит нас, но собственный опыт сам по себе укрепляет уверенность.

Рекомендуется присмотреться к таким методикам:

  • Изучение принципов полетов воздушного транспорта. Простое и понятное объяснение того, как они летают, с чем можно столкнуться при полете, что такое турбулентность и как остановить панику, которую она вызывает.
  • Обучение трансформации реакций. Программа занятий по физиологическому и умственному расслаблению с руководством поможет изменить нежелательное поведение.
  • Прогрессивная релаксация мышц. Программа обучения с применением простых действий для расслабления и напряжения мускулов.
  • Систематическая десенсибилизация. Врач проводит процедуры, используя примеры реакций «бей или беги», чтобы вы могли избавиться от беспокойства в полете.
  • Гипноз и когнитивная психология. Объясняет, как изменить негативные мыслительные шаблоны.

Детский страх летать

дети могут бояться летатьНекоторые малыши развивают боязнь перед полетом. Но если фобию нельзя проследить непосредственно до травмы или несчастного случая, прежде чем обращаться за лечением, было бы целесообразно посмотреть на ребенка как на часть семейной системы. Подумайте о том, связано ли его беспокойство с вашими конфликтами. Например, дети, которые должны лететь от одного разведенного родителя к другому, могут испытывать беспокойство, которое в первую очередь относится к чувствам беспомощности и расставания. Другими словами, страх заключается не в боязни самого процесса полета, а чувств, которые он вызывает – отчаяние в ситуации, когда тебя бросают от одного родителя к другому, как мешок с картошкой.

Боязнь ребенка также может быть бессознательным выражением беспокойства его матери или отца. Это странно, но иногда симптомы детей отражают то, с чем родители борются, но пытаются скрыться. Поэтому всегда учитывайте, что симптомы ребенка следует рассматривать в широком семейном контексте. Его боязнь летать, возможно, вовсе не то, что вы думаете. Путешествия в разные страны обычно включают в себя желания и ожидания, которые часто связаны с неприятными эмоциями, такими как боль, гнев и неуверенность в выполнении обязательств.

Теперь, поскольку в полете можно столкнуться с негативными эмоциями, эти неприятные чувства могут быть психологически перенесены в сам процесс перемещения на авиалайнере. То есть вместо того чтобы признавать это, мы фокусируемся на чем-то еще, что кажется рискованным. Так что, как ни странно, даже у взрослых страх перед воздушным транспортом может не иметь никакого отношения к полету как таковому.

Рассмотрим следующий пример

турбулентность

32-летняя женщина звонит в офис, оставляя сообщение, в котором она просит лечения ее страха полета. Она говорит, что в последний раз, когда ей приходилось это делать, она не могла садиться в самолет и была настолько обеспокоена крушением, что мужу пришлось отвезти ее домой. Теперь женщина страдает от повторяющихся мыслей о том, что она находится в лайнере, который падает.

Когда ей перезвонили и запросили дополнительную информацию, она сказала, что во время последнего полета столкнулась с турбулентностью. Один из мужчин-стюардов был ранен тележкой для напитков, и женщина из обслуживающего персонала, которая пришла на помощь, начала плакать. Пациентка упоминала, что, когда она рассказала об этом мужу после полета, тот не очень сочувствовал, в итоге у них был спор.

Мы спросили, помнит ли она точно, что произнес ее муж. Пациентка колебалась, но затем ответила, что он сказал: «О, стюардесса расстроилась, потому что у них, вероятно, был роман». Затем мы запросили общую информацию о последних событиях ее жизни. Она ответила, что они с мужем уже два года состоят в браке, в течение одного из них супруги пытались завести ребенка. Около шести месяцев назад она получила повышение на работе, из-за чего часто летала по всей стране. Пациентка добавила, что у нее не было проблем во время полетов до того случая с турбулентностью.

Хотя ситуация вымышлена мы рассмотрим несколько клинических возможностей.

  • Женщина неоднозначно относится к ее продвижению по карьерной лестнице и опасается, что это повлияет на брак, поэтому страх перед полетами бессознательно служит для того, чтобы не дать ей выполнять новые обязанности и поставить под сомнение само повышение.
  • Пациентка опасается, что ее супруг будет недоволен браком или станет думать о том, что он одинок, поэтому страх перед смертельной опасностью полета удерживает супругу дома рядом с мужем.
  • Женщина боится не зачать ребенка, и мысли об авиакатастрофе могут быть бессознательным выражением страха, что она умрет бездетной.
  • Есть вероятность, что она чувствует себя обиженной поведением мужа по любой из вышеуказанных причин или по какой-то другой. Но, поскольку она в полной мере не признает степень своего гневного ответа на чувство оскорбления, отказа и беспомощности, а также потому, что она может даже чувствовать себя виноватой за мысли и чувство мести, женщина визуализирует падение самолета как выражение бессознательного желания наказать мужа.

Любой из этих мотивов может служить объяснением страха перед полетами, но ни одна из причин не имеет с ним ничего общего. Поэтому, если вы боитесь летать, прежде чем обращаться за лечением, нужно задать себе несколько вопросов:

  • Каковы были обстоятельства полета, на котором впервые появился страх?
  • Почему вы летели на воздушном судне?
  • Что случилось прямо перед посадкой на борт?
  • Что произошло во время полета?
  • Что стряслось сразу после прибытия? Попробуйте вспомнить факты, а также точные цитаты сказанных фраз.
  • Что происходило в вашей жизни до того, как развился этот страх?
  • Были ли у вас какие-либо серьезные изменения в жизни до того, как развилась боязнь перед полетами?
  • Произошло ли что-нибудь, что поставило вас в неуверенное или противоречивое положение до того, как стало страшно пользоваться авиаперелетами?
  • Кто-то сделал вам больно в эмоциональном плане или вызвал злость до того, как возникли симптомы боязни перелетов?
  • Выполнению каких действий препятствует этот страх? Как вы себя чувствуете, когда не делаете их. Подумайте о том, что, возможно, в действительности не хотите выполнять действия или испытываете чувство вины.
Есть вероятность, что вам потребуется лечение чего-то другого, а не самого страха перед полетом. Возможно, проблему удастся решить самостоятельно.

Исследования

Неврологические исследования Аллана Шора и других учёных, использующих нейровизуализацию ЭЭГ-ФМР, позволяют предположить, что страх летать — это не результат сенсибилизирующего события. Основной проблемой является неадекватное развитие способности регулировать эмоции, когда они сталкиваются с неопределённостью, за исключением ощущения контроля или возможности избежать ситуации. По словам Шора, способность адекватно регулировать эмоциональное состояние не развивается, когда в детстве ребёнок не получал необходимой помощи от родителей при возникновении волнений.

Хроническое напряжение и эмоциональная дисрегуляция в течение первых двух лет жизни мешают развитию правой префронтальной орбитальной коры и препятствует интеграции системы эмоционального контроля. Это делает её неспособной выполнять свою роль в регулировании чувств. Другие ученые, считают эту теорию спорной.

Когда человек сталкивается с чем-либо незнакомым или неожиданным, миндалевидное тело высвобождает гормоны стресса. Они активируют симпатическую нервную систему и исполнительную функцию. У первой возникает желание мобилизоваться. Чтобы оценить обстоятельства, ИФ отменяет стремление к мобилизации. Если анализ фактов не обнаруживает угрозу, она отвергает этот вопрос и сигнализирует миндалине о прекращении высвобождения гормона. Если риск обнаруживается, она рассматривает, что можно сделать для решения проблемы.

Боязнь перед полетами

У нефобического человека возбуждение, вызванное высвобождением гормонов, вызывает чувство любопытства, а не ощущение чрезвычайного происшествия. Фобический ответ существенно отличается. Человек уравновешивает возбуждение и страх как доказательство того, что существует опасность. В данный момент исполнительная функция человека должна не просто оценить картину происходящего, но если нужно, отрегулировать кортизол — доказать, что никакой опасности не существует. В случае когда нельзя исключить угрозу, исполнительная функция больше не может препятствовать мобилизации. Хотя человек с фобией рассматривает контроль как противоядие от страха, он испытывает желание контролировать происходящее. Возможность любых действий, даже неразумных обеспечивает облегчение состояния.

В когнитивном подходе пассажир учится отделять возбуждение от боязни опасности. Терапия наиболее полезна, когда нет истории панических расстройств. Но так как в полёте ПА развивается быстро, часто через процессы, которые человек не осмысливает, сознательные меры не могут ни соединяться, ни соответствовать скорости бессознательных процессов, вызывающих такую реакцию.

В другом подходе эмоции координируются тем, что нейрофизиолог Стивен Порхес именует нейроцепцией. В отдельных случаях возбуждение сильно регулируется сигналами, которые люди бессознательно посылают, получают и обрабатывают. Например, когда встречается незнакомец, высвобождение гормонов увеличивает частоту сердечных сокращений. Но если сигналы неизвестного индивида указывают на достоверность, они отменяют влияние гормонов напряжения, замедляют сердце, успокаивают человека и позволяют осуществлять взаимодействие. Поскольку нейроцепция может полностью переопределить влияние гормонов, её можно контролировать, связывая шумы и движения полёта с нейроцептивными сигналами, которые успокаивают человека.

Эксперты часто летающих пассажиров в Flightfox предполагают, что страх перед полетом — это реакция, вызванная паникой и напряжением других путешественников в непосредственной близости: когда один человек испытывает тревогу, остальные тоже чувствуют себя неспокойно. Их решение — летать в премиум-классе, чтобы ощутить полет в удобной и расслабленной обстановке, избежать напряженности и беспокойства других людей.

Отзывы читателей

Никто ничего не написал пока. Будтье первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.